Вилиус Дрансейка
докторант, преподаватель факультета логики и истории философии Вильнюсского университета, научный сотрудник факультета философии и биоэтики Ягеллонского университета в Кракове.
486  
ЛекцияМинск16 декабря 2015
Биоэтика и различие между фактами и ценностями
16 декабря 2015 года в Минске, в рамках проекта «Европейское кафе – открытое пространство Европы» состоялась лекция Вилиуса Дрансейки «Биоэтика и различие между фактами и ценностями».

Страницы

Анна Селезнёва (модератор): Добрый день. Мы рады приветствовать вас на первой публичной лекции по биоэтике, организованной в рамках проекта «Европейское Кафе». Тема сегодняшней лекции различия между фактами и ценностями в биоэтике от Вилиуса Дрансейки. 

Вилиус Дрансейка: Спасибо, очень приятно здесь быть. Счастлив, что меня пригласили. Это будет первый раз, когда мне доводится делать лекцию на русском языке. Сначала я бы хотел поговорить немного о том, что такое биоэтика вообще, что она из себя представляет, также о фактах и ценностях – о различиях между этими двумя категориях, а также немного о том, как они взаимодействуют друг с другом в биоэтике.

Сейчас немного о том, что же такое биоэтика. Здесь нет какого-то единого определения, и в последние 50 лет, с тех пор, как это слово вошло в употребление, были разные способы понять это слово. Порой это мог быть очень узкий подход к тому, что такое биоэтика, и в этом случае определение могло было быть сформулировано как проблемы этики медицины. Но биоэтика может быть рассмотрена  гораздо шире, понимая эту проблематику как этические, а иногда и правовые проблемы, с которыми мы сталкиваемся в медицине и биологических науках, а также их правовом регулировании. Если мы смотрим на биоэтику подобным широким взглядом, то мы увидим биоэтику в качестве социального института. Если мы обратимся к Интернету, то увидим, что там есть очень много законов и других правовых документов на разных уровнях. Например, есть Всеобщая декларация ЮНЕСКО по биоэтике и правам человека, ратифицированная многими государствами и являющаяся частью международного права. Есть региональные документы на уровне наднациональных институций, таких как Европейский союз. Есть национальные документы, есть документы на уровне университетов, например о том, как будет управляться биобанк. Таким образом, биоэтические документы обнаруживаются на всех уровнях от международного права до внутренних документов маленьких институций. 

В то же время есть множество институций, которые занимаются биоэтикой. От международного комитета по биоэтике, которому принадлежит Всеобщая декларация по биоэтике и правах человека, до наднациональных, национальных, вплоть до биоэтических комитетов, действующих на уровне отдельных институций. Сегодня мы не будем рассматривать биоэтику только в качестве социального феномена, который является частью международного и национального права, международного регулирования исследований и медицины. В качестве еще одного примера, Хельсинкская декларация, принципов которой должны придерживаться доктора по всему миру. Периодически текст Хельсинкской декларации обновляется и меняется. Так, каждые пять лет выходит её новая версия. Если рассматривать биоэтику как институцию, то она живая и постоянно меняется. Однако мы посмотрим на биоэтику как на академическую дисциплину.

Какие вопросы и какие проблемы входят в юрисдикцию биоэтики? Для примера, я покажу вам библиографию по философии. Одна категория в ней носит название биомедицинской этики, которое часто используется как синоним для слова биоэтика. Здесь указаны многие вопросы, такие как аспекты смерти и прекращения жизни, инфантицид, эвтаназия, этические проблемы, связанные со смертной казнью, самоубийством, работе с людьми с ограниченными возможностями, клинические испытания лекарственных препаратов, распределением этих препаратов, клонирования, аспекты конфиденциальности и приватности генетической информации, медицинская этика, этика взаимоотношений медицинского персонала и пациентов, вопросы начала жизни, контрацепции, абортов, суррогатного материнства, этика биологических исследований и многое другое. Это своего рода панорама того широкого спектра проблематики и аспектов, которыми занимается биоэтика.

Если взглянуть на эти аспекты глубже, то интересно задуматься о том, каким образом такая академическая дисциплина как этика рассматривается с точки зрения философии, как и всего корпуса академических дисциплин. Куда она должна быть помещена и где она должна быть.

Один из аспектов является общепризнанным, это то, что биоэтика является частью прикладной этики. Помимо биоэтики к прикладной этике относятся этика спорта, профессиональная этика, этика бизнеса, этика технологий, компьютерных технологий и искусственного интеллекта. Однако среди них есть и категории, связь которых с биоэтикой является более проблематичной. По одному определению биоэтики они могли бы являться ее частью, по другому определению могли бы вбирать в себя биоэтику. Вопрос такой – являются ли они частью биоэтики или их следует признать отдельными направлениями. Это касается этических проблем проведения исследований над животными, а также экологическая этика. Все это большие академические дисциплины. Сегодня же мы будем говорить о биоэтике, фокусируясь на проблемах, связанных со статусом человека, нежели статуса животных или окружающей среды.   

Давайте возьмем категоризацию из философии, которая несет в себе введение в этику, в философию морали. Чаще всего мы сталкиваемся с категоризацией, состоящей из трех частей. Когда студенты первого курса начинают учить философию, нередко в лекции по этике находят такую схему: метаэтические вопросы, нормативная этика и дескриптивная этика.

Метаэтическая этика занимается вопросами семантики разных терминов и категорий, которые мы встречаем в обсуждении этики морали. В качестве примера – какова семантика таких понятий как добро, зло, добродетель? Все это семантические вопросы.

Здесь же будут всякие вопросы о принципах, как создавать нормативные теории. Если мы думаем, что в нормативной теории не должно быть противоречий, тогда это будет метаэтический принцип, который будет нам говорить о том, что некоторые нормативные теории могут быть дефектными по какому-то из аспектов. Также здесь будут звучать дискуссии о статусе моральных фактов. Есть ли они? И если есть, то  чем они отличаются от фактов о существовании атомов, столов и компьютеров. Это такие же самые факты? Это факты какого-то другого свойства? Или они вовсе не будут являться фактами. Здесь же будут дискуссии по поводу логического статуса нормативных понятий. Они имеют объективный или субъективный характер? 

К нормативной этике относятся теории, которые говорят что нам следует делать, а что нет. Самая популярная категоризация нормативной этики – это разделение на деонтологические теории. Этическая теория Канта будет здесь наиболее важной. Также это консеквенционалистская этика (консеквенционализм), и это классический утилитаризм Джереми  Бентама и Джон Стюарта Милля, парадигматические примеры утилитаризма. Рядом окажутся другие виды нормативных историй: этика добродетели, аристотелианские или нео-аристотелианские  теории, этика заботы, феминистическая этика. 

Все это относится к предписывающим теориям, прескрипциям, о том, что должно быть сделано, о том, что какая-то жизнь является лучшей нежели другие жизни, какой-то характер превосходит собой другие виды характеров («является лучшим»).

Дескриптивная этика (descriptive ethics) занимается проблематикой не о том, что лучше и что нужно делать, а о том, что люди думают о том, что лучше делать. Однако люди могут совершать ошибки. Мы можем думать, что мы должны, что, скажем, у нас есть моральные обязательства каждую субботу бить по три тарелки. Разумеется, это глупый пример, однако концептуально он возможен. Быть может, это и является нормой в некоторой культуре. Либо наоборот, некоторые наши нормы могут казаться странными для представителей других культур. В этом случае, мы можем говорить о том, что дескриптивно такая норма есть в этом социуме. И потом из нормативной перспективы мы пробуем понять по какой причине она существует, может быть, эта норма может быть расширена и может быть использована в нашей культуре.

Все это хрестоматийные понятия и разделы проблематик, каждую из которых можно рассматривать гораздо глубже. Однако, где среди этих трех перечисленных подходов поставить биоэтику?

Ответ из зала: В нормативную.

Страницы