Кризис образования – это нормально

Образование, как кажется, часто находится в ситуации кризиса. Это представление характерно даже для тех периодов, которые мы сейчас рассматриваем как «золотой век» образования. Всегда есть возможность для улучшения, и в центре внимания каждого педагога всегда стоит вопрос, как и что ему стоит поменять. Но изменения в системе образования могут быть содержательными, системными и гибкими или же бюрократическими, механистичными и ригидными. Один из примеров того, как необходимые изменения превратились из содержательных в довольно механистичные, — реализация некоторых аспектов Болонского соглашения, подписанного еще в 1998 году. Важный аспект этого соглашения заключался в разделении традиционной пятилетней программы обучения в университете на бакалаврскую и магистерскую программы. Но, как оказалось позже, это разделение практически не повлияло на сам процесс обучения. До сегодняшнего дня многие университеты в Европе негативно относятся к такому разделению своих уже устоявшихся пятилетних программ, поскольку считают его лишь дополнительной бюрократической нагрузкой. Нагрузкой, и так возросшей в ходе реализации Болонского процесса в ЕС. Что должно измениться по существу, чтобы эти инновации были приняты? Один из ответов — система Liberal arts, имеющая глубокие корни в европейских традициях и переживающая сейчас второе рождение в некоторых европейских странах. Благодаря этой системе появилась возможность наполнить обучение на бакалавриате новым содержанием.